Механизм газораспределения в двигателях внутреннего сгорания

В этой статье мы рассмотрим компоненты, работу и важность механизма газораспределения в двигателях внутреннего сгорания. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) — это чудеса инженерной мысли, которые привели человечество в новую эру мобильности. В основе их эффективности и эксплуатационных характеристик лежит механизм распределения газа, часто известный как клапанный механизм. Эта важнейшая система управляет подачей воздуха и топлива в цилиндры двигателя и удалением выхлопных газов, тем самым определяя мощность двигателя, КПД и выбросы вредных веществ.

Сердце газораспределения: Клапанный механизм

Клапанный механизм состоит из нескольких компонентов, которые работают согласованно, открывая и закрывая впускной и выпускной клапаны в определенное время во время работы двигателя. Вот основные задействованные детали:

    • Распределительный вал: Распределительный вал, приводимый в движение коленчатым валом двигателя через ремень ГРМ, цепь или шестерни, оснащен лепестками (кулачками), которые нажимают на клапаны или подъемники, чтобы открыть их в нужный момент.
    • Клапаны: Впускные клапаны позволяют топливовоздушной смеси поступать в камеру сгорания, в то время как выпускные клапаны выпускают сгоревшие газы после завершения сгорания.
    • Коромысла: В некоторых двигателях коромысла используются для передачи движения от распределительных валов к клапанам. Они вращаются на валу или отдельных опорах.
    • Подъемники/толкатели: Эти компоненты устанавливаются на лепестках распределительного вала и передают движение кулачка на толкатели или непосредственно на клапаны, в зависимости от конструкции двигателя.
    • Толкатели: Используемые в двигателях с верхним расположением клапанов (OHV), толкатели действуют как механизм для передачи движения от распределительного вала в блоке цилиндров к коромыслам на головке блока цилиндров.
    • Пружины клапанов: Пружины клапанов обеспечивают плотное и быстрое закрытие клапанов после их открытия, поддерживая компрессию двигателя и предотвращая утечку газов.
Ремень ГРМ
Схема газораспределения

Главное — это выбор времени

Работа газораспределительного механизма — это мастер-класс по точному проектированию. Распределительный вал вращается с половиной частоты вращения коленчатого вала благодаря синхронизированным шестерням или ремню/цепи ГРМ. При работе двигателя происходит следующая последовательность:

  • Такт впуска: Лепестки распределительного вала толкают подъемники, заставляя впускные клапаны открываться. Движение поршней вниз создает разрежение, втягивая топливовоздушную смесь в цилиндры.
  • Такт сжатия: Впускные клапаны закрываются, и поршень перемещается вверх, чтобы сжать топливовоздушную смесь, подготавливая ее к воспламенению.
  • Рабочий ход: После того, как свеча зажигания воспламеняет смесь, взрывная сила толкает поршень вниз, передавая мощность коленчатому валу.
  • Рабочий ход выпуска: Затем лепестки распределительного вала открывают выпускные клапаны, и поршни, движущиеся вверх, выпускают выхлопные газы из камеры сгорания.

Газораспределение и его важность

Газораспределение — это синхронизация событий открытия и закрытия клапанов с движением поршня. Правильный газораспределительный механизм гарантирует, что клапаны открываются или закрываются в точный момент относительно положения поршня в цилиндре. Этот момент имеет решающее значение для максимизации выходной мощности, повышения топливной экономичности и снижения выбросов.

Регулировка фаз газораспределения (VVT): Шаг вперед

Современные двигатели часто оснащены технологией VVT, позволяющей газораспределительному механизму изменять время срабатывания клапанов в зависимости от частоты вращения двигателя и нагрузки. Такая адаптивность приводит к увеличению мощности и крутящего момента в более широком диапазоне оборотов, одновременно повышая экономию топлива и снижая выбросы вредных веществ.

Типы приводов газораспределения

Приводы газораспределения, также называемые системами зубчатых передач газораспределения, играют ключевую роль в синхронизации вращения коленчатого вала с распределительным валом (валами), обеспечивая, таким образом, точное соответствие работы клапанов положению поршней. Наиболее часто используемые приводы газораспределения в двигателях внутреннего сгорания включают:

  • Зубчатые ремни: Они изготовлены из армированной резины и являются распространенным выбором из-за их бесшумной работы и эффективности. Они обычно используются в двигателях с верхним распределением.
  • Цепи газораспределения: Изготовленные из металлических звеньев, цепи газораспределения более долговечны, чем ремни, и могут служить дольше, часто дольше срока службы двигателя. Они обычно встречаются как в двигателях OHV, так и в двигателях OHC.
  • Механизмы газораспределения: В некоторых двигателях используются прямые передачи для синхронизации коленчатого и распределительного валов. Эта система менее распространена из-за ее стоимости и потенциального шума, но она отличается исключительной долговечностью.

Преимущества и недостатки различных типов приводов ГРМ

Зубчатые ремни:

Преимущества:

Более тихая работа по сравнению с цепями и шестернями
Легкий вес, что способствует повышению топливной экономичности
Дешевле в производстве и замене
Лучше поглощает вибрации двигателя

Недостатки:

Требуют регулярной замены (каждые 60 000-100 000 миль)
Если их не заменять по графику, они могут сломаться и привести к серьезному повреждению двигателя
Менее долговечны в экстремальных условиях.

Цепи ГРМ:

Преимущества:

Более долговечны и, как правило, служат дольше ремней безопасности
Не требуют регулярной замены
Могут работать с более мощными двигателями с более высокими крутящими моментами.

Недостатки:

Более шумная работа
Замена в случае выхода из строя обходится дороже из-за сложности системы
Требуется масляная ванна для смазки, что увеличивает вероятность технического обслуживания.

Зубчатые колеса газораспределения:

Преимущества:

Чрезвычайно долговечен и может прослужить двигателю весь срок службы
Стабильное и последовательное регулирование газораспределения без растягивания во времени.

Недостатки:

Дороже в изготовлении
Более шумная работа по сравнению с ремнями
Может привести к повышенному износу при неправильной центровке или смазке

Опасность обрыва ремня ГРМ

  • При обрыве ремня ГРМ синхронизация между коленчатым и распределительным валами теряется, что может привести к катастрофическому отказу двигателя, особенно в двигателях с интерференцией, где поршень и клапан занимают одинаковое пространство в цилиндре, но в разное время. Вот некоторые из потенциальных опасностей и повреждений:
  • Столкновение клапана и поршня: Если ремень ГРМ порвется в двигателе с помехами, вполне вероятно, что клапаны столкнутся с поршнями, что приведет к изгибу или поломке клапанов, повреждению поршней и, возможно, к поломке распределительного вала.
  • Повреждение головки блока цилиндров: Обломки сломанных клапанов и поршней могут повредить головку блока цилиндров, что может потребовать дорогостоящего ремонта или замены.
  • Заклинивание двигателя: Внезапная остановка распределительного вала может привести к заклиниванию двигателя, что почти всегда требует полной замены двигателя или его капитального ремонта.

Профилактические меры и техническое обслуживание

Чтобы избежать выхода двигателя из строя, необходимо своевременное техническое обслуживание привода ГРМ. Что касается ремней ГРМ, производители часто указывают интервалы замены в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля. Соблюдение этих рекомендаций является лучшей мерой профилактики выхода из строя ремня ГРМ. Цепи ГРМ, хотя они, как правило, более долговечны, следует регулярно проверять на наличие любых признаков износа, таких как удлинение или поврежденные звенья, и при необходимости заменять. Для систем с зубчатым приводом обеспечение надлежащей смазки и регулярные проверки во время других операций технического обслуживания могут помочь выявить неполадки до того, как они приведут к значительному повреждению двигателя.

Вывод

Привод газораспределения является хореографом симфонии двигателя, гармонизируя движение клапанов и поршней для создания мощности, приводящей автомобиль в движение. Каждая система, будь то ременная, цепная или с зубчатым приводом, имеет свой набор преимуществ и проблем. Ключ к обеспечению надежности и долговечности двигателя внутреннего сгорания заключается в понимании этих различий и тщательном соблюдении графика технического обслуживания. Поступая таким образом, мы можем предотвратить ужасные последствия отказа привода газораспределения и обеспечить бесперебойную работу наших двигателей на протяжении многих тысяч километров.

Газораспределительный механизм — невоспетый герой двигателя внутреннего сгорания. Это свидетельство изощренности автомобильной техники, использующей синергию механических компонентов для ускорения жизненного цикла процесса сгорания. Поскольку автопроизводители продолжают совершенствовать технологию ГРМ, эволюция механизмов газораспределения обещает повысить производительность и экологичность наших автомобилей, обеспечив им место в автомобильной промышленности в обозримом будущем.

Понимание сложностей механизма распределения газа не только подчеркивает чудеса современной инженерии, но и дает представление о том, как технологии будущего могут повлиять на двигатели завтрашнего дня. Независимо от того, являетесь ли вы автолюбителем или любознательным учеником, осознание роли этой сложной системы помогает оценить мощь и изящество под капотом бесчисленных транспортных средств, которые ежедневно пересекают наши дороги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: